Экзотическая кожа: за и против

20 ноября 2019

Экзотическая кожа и fake news

С некоторых пор, мы все знакомы с таким понятием как “fake news” ("фальшивые новости"): это истории, которые фактически неверны, но успешно принимаются публикой, потому что их содержание хорошо согласуется с предыдущими убеждениями тех, кому они были адресованы.

Одной из форм такой дезинформации является так называемая "забота о сохранении животных", которая угрожает существующим принципам управления популяциями диких животных, разработанным десятилетиями исследований. К такому выводу пришла группа исследователей из разных стран, включающая специалистов по природоохранной науке - Даниэль Натуш, Научный Сотрудник Университета Маккуори; Грэм Уэбб Профессор, Окружающая среда и средства к существованию, Университет Чарльза Дарвина; Рик Шайн, Профессор эволюционной биологии, Сиднейский университет.

Впервые эта тема возникла в феврале этого года, когда крупный британский ритейлер Selfridges объявил, что больше не будет продавать “экзотические” шкуры некоторых видов рептилий, таких как крокодилы, ящерицы и змеи – «чтобы защитить дикие популяции от чрезмерной эксплуатации».

Но такое решение не подкреплено никакими доказательствами.

Слишком упрощенный подход

Запрет на использование шкур животных в индустрии моды звучит красиво и может показаться похвальным, ведь дикие рептилии будут оставлены в покое, вместо того чтобы быть убитыми ради торговли их роскошной кожей.

Но десятилетия исследований показывают, что отходя от коммерческой торговли шкурами рептилий, Selfridges вполне может достичь прямо противоположного тому, что он намеревается. Сворачивание коммерческой торговли станет катастрофой для некоторых диких популяций рептилий.

Как это может быть правдой? Представляет ли коммерческий отбор угрозу для тропических рептилий, которых собирают и убивают ради их шкур?

Вообще-то, нет. Следовало бы рассматривать не судьбы отдельных особей животных, а будущее всего вида. Коммерческий сбор такого «урожая» дает местному населению - часто очень бедному - прямой финансовый стимул для сохранения популяций рептилий и мест обитания, от которых они зависят.

Если ящерицы, змеи и (особенно) крокодилы не стоят для вас денег, почему вы должны хотеть, чтобы их было много или защищать леса и болота, в которых они живут?


Символичным примером, подтверждающим этот принцип, может служить разведение морских крокодилов - самых больших и злых людоедов - в тропической Австралии.

В 1971 году эти гигантские рептилии, вымершие почти до полного их исчезновения, были надежно законодательно защищены по всей Северной территории. Их популяция начала стремительно восстанавливаться, но к 1979-80 годам, когда нападения на людей стали происходить снова, общественность и политики захотели, чтобы крокодилов снова убрали из их краев. Трудно их в этом винить - кому нужен голодный крокодил в пруду, где ваши дети хотели бы поплавать?

Но перенесемся в настоящее время - эта ситуация полностью изменилась. Морские крокодилы вернулись к своему первоначальному изобилию. Эти массивные рептилии сейчас обитают в каждой реке и ручье - даже вокруг города Дарвина, столицы Северной территории.

Но эта впечатляющая история успеха в области охраны природы была достигнута не путем защиты крокодилов, а путем превращения крокодилов в финансовый актив для местного населения.

Сбор яиц крокодилов

Яйца собираются в дикой природе каждый год, землевладельцы получают за них деньги, а вылупившийся молодняк отправляется на крокодиловые фермы, где его выращивают, а затем убивают гуманным способом, чтобы получить кожу, мясо и другие продукты. Землевладельцы имеют финансовую заинтересованность в сохранении крокодилов и их среды обитания, потому что они получают прибыль от этого.

Ключом к такому успеху была заинтересованность местного населения. И хотя имеются неоспоримые недостатки в том, чтобы иметь больших крокодилов в качестве соседей – но если эти крокодилы могут внести свой вклад в семейный бюджет, то вы можете захотеть сохранить их вокруг себя. В Австралии это сработало.

Торговля гигантскими питонами в Индонезии, северном соседе Австралии, была изучена таким же образом и вывод был сделан точно такой же. Популяция змей является устойчивой, потому что она обеспечивает наличные деньги для местных жителей, в обществе, где наличные деньги трудно получить по-другому.

Решения без доказательств

Таким образом, эксперименты доказывают, что коммерческая эксплуатация может сохранить популяцию животных, а не уничтожить её.

Так почему же тогда компании, не имея убедительных доказательств вреда для популяции, принимают решения, которые могут подвергнуть опасности диких животных? Ответ напрашивается сам собой - наверное, потому, что они хотят на волне такого популизма лишний раз словить модный сейчас хайп.

Кампании активистов по защите прав животных в средствах массовой информации направлены на то, чтобы убедить добросердечных горожан в том, что лучший способ сохранить животных - это не дать людям причинить им вред. Это может сработать для некоторых животных, но это с треском проваливается для диких рептилий.

-- «Мы утверждаем, что если мы хотим сохранить в природе дикие популяции гигантских змей и крокодилов, чтобы наши внуки и правнуки могли их видеть (надеюсь, на безопасном расстоянии), нам нужно отказаться от слишком упрощенного “сохранения животных” и взглянуть на экспериментально обоснованный научный менеджмент.»

Даниэль Натуш - практикующий ученый-исследователь и биолог-консерватор. Он связан с Университетом Маккуори и консультирует Международный союз охраны природы (МСОП) и Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Даниэль является научным консультантом Юго-Восточного Азиатского союза охраны рептилий (SARCA), который стремится улучшить устойчивость торговли кожей рептилий. Рабочая программа SARCA финансируется правительствами и компаниями, занимающимися улучшением условий функционирования торговли на благо видов и людей.

Грэм Уэбб. С 1977 года его вклад в биологию крокодилов, исследования, сохранение, управление и устойчивое использование был в основном в качестве консультанта (Wildlife Management International Pty. Limited) правительства Австралии и различных других правительств. Он связан с Университетом Чарльза Дарвина. Председатель группы специалистов МСОП по крокодилам и член группы специалистов МСОП по устойчивому использованию и жизнеобеспечению. Он получил многочисленные гранты, связанные с исследованием диких крокодилов и разведением крокодилов в неволе. WMI принимал участие в разработке технологий ведения сельского хозяйства.

Рик Шайн-эколог и биолог-консерватор, профессор биологии в Университете Маккуори. Он провел обширные исследования по устойчивости коммерческого урожая рептилий на Суматре при финансировании австралийского исследовательского совета.


Нам нужно выйти за рамки “давайте не будем вредить этому прекрасному животному " и серьезно взглянуть на неопровержимые доказательства. И когда речь заходит о гигантских рептилиях, путь к сохранения их вида предельно ясен.

Так что запрет, объявленный Selfridges, является катастрофическим шагом, который может поставить под угрозу некоторые из самых впечатляющих диких животных в мире и оттолкнуть людей, живущих с ними, от заботы о них.

По материалам theconversation.com